Групповая консультация “Результативность деятельности педагога-психолога и социального педагога по обеспечению качества предоставляемых услуг”
Эффективность и результативность профессиональной деятельности социально-психологической службы
«Единственным серьезным показателем эффективности работы психолога, применяемым им программ, педагогических методов, сроков и форм обучения является психологическое здоровье ребенка»
И.В. Дубровина
Результативность – способность достигать запланированного результата. Ожидаемый результат = цель. Цель – идеальный образ. Чем больше мы достигаем цели, тем больше результативность, т.е. результативность прямопропорционально связана с целью.
Количественный показатель результативности – соотношение ожидаемого и достигнутого результата.
Качественный показатель результативности – описывает в какой части проблемы мы достигли цели.
Эффективность– наличие позитивных сдвигов в развитии клиента, его поведении, эмоциональном самочувствии. Эффективность определяется через оптимальное использование ресурсов, затрат, которые потратил психолог на решение проблем клиента. Чем меньше затрат, тем больше эффективность.
Эф.= результат / затраты
Критерии бывают:
I. Формальные (закреплены в официальных документах)
2. Содержательные (сдвиг в самочувствии клиента, показывающий изменения, динамику).
II. Качественные (именно они и составляют проблему эффективности и результативности). Цифрой показать не можем, но динамика есть.
2. Количественные (в часах, в количестве человек, все что можно сосчитать).
Из документов:
– Инструктивное письмо О РЕЖИМЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 марта 2004 г. N 945
– Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 № 191. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
– Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 31 августа 2021 г. N 412-од “Об оценке результативности и качества работы (эффективности труда) работников государственных образовательных организаций Самарской области, подведомственных министерству образования и науки Самарской области” (приложение).
– МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ “О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ”.№ 61/20-11 от 27.02.95г.
Критерий оценки эффективности деятельности специалиста психолога (Дубровина И.В.):
· Понимание педагогом-психологом своих профессиональных целей и задач в контексте общей концепции образовательного учреждения.
· Документация педагога-психолога. Регулярное и четкое ведение документов и их качество. Планы, нормативные и отчетные документы, справочники и т.д. Их наличие, своевременное заполнение.
· Уровень профессиональной подготовки. Базовое образование, квалификационная категория, разряд по ETC, повышение квалификации
· Реальный уровень профессионального мастерства педагога-психолога образовательного учебного заведения. Умение точно определять цель работы, прогнозировать промежуточные и окончательные результаты; умение выделить психологическую составляющую решаемых практических проблем; владение навыками психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической и развивающей работы; умение четко определять границы своей профессиональной компетентности; умение решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей.
· Инновационная деятельность педагога-психолога. Участие в экспериментальных и инновационных проектах; наличие авторских программ и методических разработок; научные и научно-популярные публикации; проведение самостоятельных исследований; частота и регулярность участия в конференциях;
· Методическая и материально-техническая база. Наличие оборудования в кабинете, методическое оснащение. Качество коррекционных и развивающих программ. Регулярность «освежения» коррекционно – развивающих образовательных программ. Надежность, валидность методик.
· Качественное изменение в работе с клиентами. Наличие положительных сдвигов в психики отдельно взятых клиентов. Отсутствие потенциальных конфликтов. Снижение отрицательных проявлений в группе риска (диагностика на входе – выходе).
· Соблюдение этического кодекса.
· Эффективность работы педагога-психолога среднего общеобразовательного учебного заведения. «Внутренняя экспертиза» (оценка деятельности педагога-психолога администрацией, педагогическим коллективом, родительской общественностью, учащимися и др.). Востребованность деятельности педагога-психолога (число и разнообразие обращений, участие психолога в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включенность психолога во внеучебную жизнь школьников). Отзывы о работе психолога со стороны администрации, родителей, коллег, учащихся… Благодарственные письма, грамоты, поощрения, книга отзывов, устные опросы и пр.
Средства и методы определения эффективности профессиональной деятельности психолога:
– экспертные оценки
– оценки со стороны клиента
– 3 диагностические точки в работе с клиентом (начало, конец, отсроченный результат)
– профессиональная саморефлексия (соотношение цели и результата, что помогает и мешает в работе и т.д.)
Методическое письмо «О социально-педагогической работе с детьми» в числе основных критериев эффективности работы социального педагога выделяет:
1. Результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;
2. Степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
3. Динамику изменений отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
4. Степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
5. Улучшение социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;
6. Степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
7. Уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.
8. Разработка критериев эффективности социально-педагогической работы, уточнение ее содержания и организационно-деятельностных основ продолжают оставаться актуальными проблемами педагогической теории и практики.