#|Добавить в избранное
 
 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Областной семинар

Автор: Admin от 7-04-2017, 08:59

29 марта 2017 года в ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск прошел областной семинар «Формирование начального уровня инженерно-технических компетенций у учащихся и воспитанников на основе проектной и научно-исследовательской деятельности»

Целью областного семинара было показать возможности образовательного пространства учреждения для развития инженерно-технических компетенций учащихся и воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

В работе семинара приняли участие руководители ОО, заместители директора по УВР, руководители СП дошкольного и дополнительного образования, учителя физики, технологии, начальных классов, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Открыла пленарное заседание директор школы Ирина Михайловна Филатова, которая приветствовала участников семинара и пожелала всем обогатить свой педагогический арсенал, позаимствовать друг у друга эффективные методы, приемы, формы организации урочной и внеурочной деятельности, способствующие развитию творческих, технических способностей у детей и подростков, выявлению одарённых ребят, созданию необходимых условий для их творческого роста.

Заседание было проведено в формате семинара - практикума, в котором приняли участие не только многие члены педагогического коллектива и учащиеся школы, но также воспитатели и воспитанники структурных подразделений. Затем была продолжена работа в 6 секциях.

Участникам первой секции продемонстрировали возможности образовательного пространства школы для развития инженерно-технических компетенций учащихся и воспитанников через исследовательскую деятельность. Инженерное мышление – не просто знание специфических дисциплин; это особая картина мира, способ мышления. Это умение видеть мир как систему, проектировать ее элементы и управлять ими. В дошкольном общем образовании и начальной школе это конечно пропедевтика. И как результат- развитие у младшего школьника умения наблюдать и исследовать явления окружающего мира с помощью простых инструментов сбора и обработки данных.

  • Педагог дополнительного образования Исакова Елена Николаевна показала на занятии по программе «Умелец» элементарные приемы работы с проволокой: скручивание, обматывание, приемы работы с проволочной сеткой: окантовка, деформирование полотнищ сетки, соединение полотнищ сетки. И результат-создание проволочных конструкций, освоение смешанных техник( плетение, вязание крючком, создание каркасных моделей) - получился очень красивым и зрелищным.

  • Учитель Новикова Любовь Михайловна рассказала об опыте работы по формированию инженерно-технических компетенций на уроках физики и во внеурочной деятельности. В рамках урочной деятельности действуют профильные группы - физико-математическая, естественнонаучная, учебные практики, основы проектирования. На элективных курсах: «Компьютерное моделирование», «Клетки и ткани», «Аналитическая биохимия», «Решение задач по молекулярной биологии и генетике», «Информационные системы» - формируется интерес к предмету, закладываются основы инженерного мышления. Но развитие его начинается в нашей школе не с 7 класса , а намного раньше , еще с начальной школы. И помогает нам в этом LEGO конструкторы и цифровая лаборатория. Кроме того школа оснащена конструкторами «Технология и физика», «Возобновляемые источники энергии», «Простые механизмы» и комплектом демонстрационного оборудования. На занятии гости увидели достижения учащихся школы в образовательной робототехнике и других лабораторных оборудованиях. Новикова Л.М. отметила, что использование образовательной робототехники в процессе изучения физики развивает у школьников инженерное мышление и является перспективным направлением в педагогике.

На второй секции было представлено, как реализуется на практике технологическая цепочка от формирования идеи до ее использования.

  • Педагог дополнительного образования Горбачева Любовь Николаевна в совершенстве владеет техникой лоскутной мозаики. На занятии ребята показали закономерности цветовых сочетаний, построения орнаментальных композиций. Педагог убежденно доказала, что организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся - одно из условий успешности формирования их технологической культуры.

  • Занятие по теме «Конструирование летательных аппаратов с использованием разных технологических решений» показала учитель начальных классов Игнатьева Елена Владимировна. На этом занятии ребята познакомились с историей развития ракетной техники, развивали навыки конструирования, используя различные материалы и инструменты. Разделившись на группы, ребята конструировали ракеты.

Такая деятельность даёт детям прекрасный шанс расширить кругозор, учит их мыслить самостоятельно, нестандартно, вне формальных ограничений. Кроме того, школьники с ранних лет приучаются к техническим и инженерным форматам, учатся работать в команде и решать поставленные задачи в сжатые сроки.

  • Воспитатели СП ГБОУ СОШ №4 – ДС №1 и ДС №20 активно осваивают новые методы и формы по развитию у детей конструктивно-модельных способностей. Во всех группах организованы центры познавательно-исследовательской деятельности и конструирования, что продемонстрировали на третьей и четвертой секциях «Инновационные формы технологического образования» и «Образовательная деятельность по развитию основ начального моделирования на основе технологии ТРИЗ» - педагоги - воспитатели Леухина Оксана Владимировна, Шуршилина Елена Павловна, Половникова Татьяна Сергеевна и Шамсутдинова Юлия Викторовна.
    Это направление реализуется через кружок ручного труда «Пчелка», кружок моделирования из электрических моторов «Самоделкин»(СП-ДС№1и СП-ДС№20).

  • Иванова Анна Игоревна, воспитатель СП ГБОУ СОШ №4 г.о. Чапаевск - ДС №1 показала занятие по проектной технологии с использованием конструктора «Что нам стоит дом построить». Эта технология позволяет увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка воспитателя и родителей).

Система дополнительного образования также организована на основе компетентностно - деятельностного подхода: В ДДТ осуществляется индивидуальная проектно-исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции учащихся, чем охотно поделились педагоги дополнительного образования.

  • Уваровская Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования СП ГБОУ СОШ №4 г.о. Чапаевск – ДДТ рассказала о формировании самостоятельности при решении технических задач в процессе конструирования калейдоскопа. В ходе таких занятий воспитанники приобретают специальные знания в области технического конструирования и моделирования из различных материалов. Занятия проходят с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности. Это, в свою очередь, пробуждает у детей интерес к науке и технике, способствует развитию у детей конструкторских задатков и способностей, умения применять различные технические решения.

  • Педагог дополнительного образования Синицкий Александр Васильевич на занятии « Интерактивная экскурсия на авиационный завод» показал мастер-класс по изготовлению модели самолета ЛА-5 из картона. В процессе изготовления моделей самолетов учащиеся 4 класса приобрели навыки работы с различными инструментами, учились самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования, собирали детали изделий по технологическим картам

В работе пятой секции «Проектная деятельность как основа успешного формирования начального уровня инженерно-технических компетенций у учащихся и воспитанников» - принимали участие педагоги начальной школы. Проектная технология – обязательная часть обучения в школе. Она позволяет детям не только углубиться в предмет и подробно изучить один вопрос. Самостоятельно подготовленный проект помогает "взрослеть правильно": воспитывает ответственность и независимость мышления, учит собирать и анализировать факты, планировать работу, отстаивать свою точку зрения в дискуссии. Это большая работа – и над научной проблемой, и над собой.

  • С проектной деятельностью как одним из средств развития самопознания и самореализации младших школьников познакомила участников семинара учитель начальных классов Соболева Маргарита Александровна

  • Пыринова Наталья Владимировна в рамках социального направления внеурочной деятельности на занятиях «Я познаю мир» по теме «Учимся дружить с дорогой»с учащимися 3 А класса продемонстрировала проект «Светофор». В рамках этого проекта учитель и дети выявили проблему, обозначили цели. Далее каждый участник, работая над созданием продукта, выполнял индивидуальное задание. Одни дети рассказали историю появления светофора, другие работали по сбору теоретической информации, а третьи создавали модель светофора. Продукт получился красивым, интересным, а главное в нем светились все «цвета светофора». Это подтвердила хорошо подготовленная презентация, в создании которой приняли участие все члены проекта. После презентации «Светофор» учащиеся класса показали, как можно использовать продукт проектной деятельности в игре «Учимся дружить с дорогой».

  • Бурмистрова Марина Владимировна показала итоговое занятие по работе над исследовательским проектом «От отражения в лужице до классного зеркала». Учащиеся, разделившись на группы, рассказывали об истории возникновения зеркал, об их использовании в современном мире, о том, в каких литературных произведениях встречаются волшебные зеркала. Продуктом проекта стало декорированное зеркало, с которым класс стал еще красивее и уютнее.

Использование ресурса IT технологий класса как системы отслеживания индивидуальных и групповых достижений внеурочной деятельности учащихся было продемонстрировано на шестой секции «Формирование технической культуры на разных ступенях обучения»

  • Абызова Светлана Вячеславовна показала, как проходят дистанционные занятия с детьми с ОВЗ. Вместе с такими учащимися педагог осваивает общеобразовательную программу по математике за курс 7 класса. Но постепенно общение на уроках математики стало касаться интересов и увлечений самих учащихся. Их привлекает робототехника и легоконструирование. Целью таких занятий стало вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям для самореализации и повышения самооценки.

На занятии Харымовой Валентины Ивановны гости погрузились в удивительный мир космоса. Учащиеся 2 класса вместе со своим учителем продемонстрировали выставку «Удивительный мир космоса». Одни дети готовили продукты проектной деятельности, другие выступали с презентацией своих проектов «Самара космическая». Было очень интересно.

  • Борзенкова Светлана Анатольевна показала, как осуществляется в школе научно-исследовательская деятельность с применением IT- технологий и как педагоги развивают инженерно-техническое мышление в старшей школе. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках как школьных предметов, так и во внеклассной работе. Их тематика  в основном связана  с вопросами, изучаемыми в ходе учебных курсов, а также приурочена к каким-либо событиям, происходящим в стране и конкретно в школе. В рамках объединения доп. образования педагог является руководителем школьной киностудии и местного СМИ. Там занимаются дети, которые уже подготовлены, мотивированы, владеют IT- технологиями. Это дети, которым интересно. Школа обладает достаточно современной материальной базой, в том числе 3-Д сканером, 3-Д принтером, позволяющей учащимся старшей школы осуществлять научно-исследовательскую работу по технологическим дисциплинам.

Предметная область «Технология» является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем современным профессиям созидательного труда.

Именно на уроках «Технологии» педагоги школы Горник Павел Владимирович и Позднякова Марина Николаевна прививают умения для анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с преобразованиями материалов, энергии и информации на основе проектирования, конструирования и изготовления изделий. Об этом шла речь на занятии «Лаборатория по металлообработке с использованием традиционных станков и модульных станков с ЧПУ». В 2017 году в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в нашу школу был поставлен комплект учебного оборудования - конструктор модульных станков с ЧПУ. Оборудование компактное, не перегружает объем помещения мастерской и при этом обеспечивает возможность выполнения всех основных технологических операций, предусмотренных учебными программами, при безусловном выполнении требований безопасности труда.

При подведении итогов работы всех секций участниками семинара были заданы вопросы выступающим, порой возникали дискуссии. В завершении работы семинара, где каждый был активным участником, гостями было предложено продолжать работу над вовлечением широкого контингента учащихся в исследовательскую, проектную деятельность, шире использовать возможности сайта школы, АСУ РСО для информирования и получения обратной связи с родителями по проблемам внеурочной деятельности. Областной семинар получил высокую оценку коллег.

 

скачать dle 12.1
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий