Кого сегодня еще нужно убеждать в необходимости экологического образования? Концепция модернизации российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяют направленность образования на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. «В целях повышения экологической культуры общества…устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования…» - указано в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 73)
09.11.2017 в ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск прошел областной семинар «Современные практики непрерывного экологического образования обучающихся и воспитанников ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск», собравший около семидесяти зам руководителей по УВР, руководителей СП, реализующих программы дошкольного общего образования, методистов, учителей-предметников, педагогов, реализующих программы внеурочной деятельности, воспитателей, инструкторов по физической культуре и тренеров-преподавателей со всего Юго-Западного образовательного округа и коллег из г. Новокуйбышевска.
С самого начала семинар заявил о себе как о ярком и масштабном событии: гостей встречали выставки плакатов и листовок экологической тематики, созданные обучающимися и воспитанниками, удивительные по своей проникновенности фотоработы и поражающие выдумкой и мастерством поделки из природных материалов младших школьников. Экологическая акция «Стоп!», организованная воспитателями и воспитанниками детского сада №19 «Колокольчик», позволила каждому участнику почувствовать свою личную ответственность за решение проблем экологии.
Гости и участники семинара заполняют актовый зал школы, и на сцене появляется «Радуга», разноцветная, улыбчивая, поющая и танцующая группа воспитанников экологического клуба детского сада №31 «Сказка». Директор ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск Е.А. Кочеткова в своем вступительном слове обозначает главную проблему, над которой работает школа на протяжении ряда лет, как «современные практики экологического образования». Этому посвящен фильм о школе, об экологии нашего города, о достижениях ГБОУ в решении проблемы экологического образования. С большим вниманием и интересом слушают участники семинара выступления гостей: О.А. Волгиной, нач. отдела архитектурно-строительного и экологического контроля департамента строительства администрации г.о. Чапаевск, «Экологическое образование и просвещение в г.о. Чапаевск», И.А. Осиповой, зав детской микробиологической лаборатории Самарского областного детского эколого-биологического центра, «Роль дополнительного образования в формировании экологической культуры».
Практическая часть семинара представлена на трех рабочих площадках. Программа работы каждой группы позволяет не только увидеть разнообразие форм экологического образования и воспитания, но и раскрыть главную идею: непрерывность образования и воспитания обеспечивается единством целей, подходов и методов. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение обучающихся и воспитанников к природе. Поэтому большинство предлагаемых мероприятий основывается на деятельностном подходе и носит практикоориентированный характер. На семинаре представлены такие формы работы, как деловая игра «Экологический мост» (воспитатели СП «Детский сад №7 «Ягодка» Иванова Ю.Н., Пономаренко Н.В., Шумилина Т.А.), акция «Пицца для птицы» (воспитатели СП «Детский сад №19» Храпова Г.Н., Романова С.Н., Доманская Н.А.), квест-игра «Экологическими тропами» (учителя начальных классов Кузнецова Н.А., Маркова М.Л., Балюк С.В., Абызова И.В., Оськина Г.О.), эколого-математический турнир «МАТЭКО» (учитель математики Быкова Л.В.), спортивно-экологическая эстафета «Экология и спорт – это жизнь!» (методист СП ДЮСШ №2 Акимкина О.П.)
Особое
значение для педагогов всегда имеет
знакомство с новыми технологиями,
авторскими методическими пособиями.
Поэтому и вызвали большое количество
положительных откликов участников и
гостей семинара выступления воспитателя
СП «Детский сад №19 «Колокольчик»
Дорониной Е.Б., представившей интерактивное
пособие «Будь природе другом»; воспитателей
СП «Детский сад №31 «Сказка» Ивановой
Т.А., Исаевой Е.И., Макаровой Н.А.; Новиковой
С.А. «Театрализованная деятельность
как средство экологического воспитания
дошкольников» и выступление гостей,
воспитателей СП «Детский сад «Золотой
ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска
Кищаеваой Т.П, Матуриной О.В., «Использование
игровых обучающих ситуаций в образовательной
деятельности
с дошкольниками по
познавательному развитию (экологии)».
Выступления учителей Ваганян Н.Р.,
Ретиной Е.А., Кутыревой А.И. раскрыли
практические приемы экологизации
предметов, внешне далеких от экологии:
английского языка, математики, русского.
Умело примененные педагогами теперь
уже в процессе экологического образования
ТРИЗ-технология (воспитатель дс №19 Е,П.
Петухова), здоровьесберегающие суджок
и марблс (учитель-логопед дс №31 Е.В.
Бухвалова), дискуссионная технология
«Шесть шляп» , продемонстрировали их
огромные развивающие возможности.
Итоги участия школы в экодвижении были представлены в рамках интерактивной экскурсии «Формирование экологического сознания средствами внеурочной деятельности», где наряду с педагогами школы Тисленко Е.А. и Майоровой И..А. выступали и старшеклассники Чижова М., Кукуян А, Еремина А., Майков Н., рассказавшие о своих первых экологических исследованиях, участии в природоохранной деятельности.
Хочется верить, что в ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск сложилась своя система экологического образования, характеризующаяся непрерывностью, деятельностным подходом, дающая возможность подрастающему поколению не только копить знания и умения, но и личный опыт их применения, формирующая экологическую культуру в самом широком ее понимании.
«Пицца просто прелесть!», «очень насыщенно, лаконично, познавательно!», «видна огромная работа коллектива», «3 часа пролетели , как 3 мгновения: было очень интересно, поучительно, мы ни грамма не устали», «очень много взяла для себя», «о-о-очень благодарна школе №3 и воспитателям детских садов», «Девочки!!! Очень классно!!! Вы большие умнички. Понравилось! Все! Очень!» - вот этими и многими подобными впечатлениями и оценками участников семинара украсилось в финале экологическое дерево ГБОУ СОШ №3, выставленное в фойе школы.
Спасибо
за добрые слова и высокую оценку. И мы
тоже надеемся на новые полезные и
радостные встречи.
Заместитель директора по УВР Рачейская Н.Н.